До сих пор не пойму что символизирует колонна на Майдане со странной, зелёно-позолоченной бабой наверху. Такое ощущение, что бронзовая тётка на конце пятидесятиметрового металлического фаллоса задрала руки и готовится к «улёту».
А если серьёзно, то почему Оранту (которая вдруг оказалась на вершине монумента украинской «Нэзалэжности»), то есть один из вариантов традиционного изображения Богоматери, отождествили с Украиной? Не слишком ли наглой и безосновательной является такая претензия? Или, быть может, святость Украины уже сопоставима со святостью Богородицы? Не богохульство ли это?
А зачем Богоматерь поставили на языческую триумфальную колонну, предназначенную сугубо для языческих богов и героев? И какое отношение имеет коринфский стиль древнегреческого зодчества к Украине? Может быть, колонны из белого мрамора, с пышным, золочёным капителем, традиционно присущи её сельским просторам?
А для чего в основании этой коринфской колонны поставлено сооружение, напоминающее шикарный склеп в стиле барокко времён итальянского Возрождения, с его роскошью, пресыщенностью и апофеозом разнообразных человеческих пороков?
Единственная отечественная деталь во всей композиции монумента это ветвь калины. Её воткнули в воздетые руки Оранты. Но что это может означать? Да и как можно было такое сделать? Ведь Оранта – это один из основных типов изображения Богоматери с поднятыми руками и раскрытыми наружу ладонями в традиционном жесте заступнической молитвы. Всё положение тела Оранты говорит о её стремлении заслонить собой нечто важное от какой-то беды. В этом главный смысл данного изображения Богородицы, нередко называемого «Нерушимой Стеной». Стоит нарушить лишь одну его деталь, и символический смысл теряется. Поэтому Оранта на Майдане, это всё что угодно, но только не Оранта.
Будем откровенны, монумент украинской «Нэзалэжности» имеет весьма странный вид в плане стиля и не менее странное символическое значение. Что может олицетворять фигура псевдобогородицы на языческой триумфальной колонне, представляющей собой элемент гламурного склепа?
А в целом, монумент украинской «Нэзалэжности» это не только бессмысленный символический хаос, эклектика и китч стиля, но также хаос, эклектика и китч повреждённого сознания. Неясно чего в этом сооружении больше, политического, архитектурного или символического идиотизма.
Что такое вообще триумфальная колонна?
Триумфальная колонна - это символическое прославление великих полководцев и героев, их личных побед, ставших победами национальными. Причём конкретных побед, совершённых конкретными людьми в конкретном месте и в конкретное время.
Например, известная мраморная, сорокаметровая колонна Траяна в Риме, воздвигнута в 113 году н. э. по совершенно конкретной причине, в связи с победой Траяна над даками. Рядовому украинскому гражданину имя этого римлянина ничего не скажет. «Пэрэсичный» украинец знает, кто такой Ющенко и Янукович, слышал ещё о десятке иных мелкотравчатых «кучм» и «кравчуков», которые в мировой истории (да и украинской тоже) настолько микроскопичны по своей значимости, что их уже через десять-пятнадцать лет никто не вспомнит. Но этих персонажей украинцы знают, а вот кто такой Траян (в сравнении с которым президенты Украины - ничтожные лилипуты), не в курсе.
Очутился этот римский император на вершине триумфальной колонны не случайно. Всю свою жизнь Траян посвятил обустройству, защите, расширению и укреплению Римской империи. Сперва он германцев гонял на Рейне, усмиряя их варварский темперамент, а затем, став императором, покорил неистовых даков, присоединил к Риму Набатейское царство, разгромил парфян, захватил Армению и Месопотамию вплоть до Персидского залива. При нём Римская империя максимально расширила свои границы. А ведь начинал свою государственную карьеру Траян простым легионером (!).
Его воинская доблесть дополнялась скромностью, простотой, обходительностью, близостью к простым гражданам, преданностью своему долгу перед Отечеством. Будучи императором, Траян передвигался по Риму пешком, тогда как его предшественников обычно носили на носилках, ибо они, как сказал о них современник, «как бы боясь равенства, теряли способность пользоваться своими ногами».
Траян проявил себя дельным и многосторонним правителем. Он заботился об улучшении дорог и гаваней, чем способствовал развитию торговли, по его инициативе государство взяло на себя заботу о воспитании сирот и детей из бедных семей.
Воспринимал себя самого Траян в качестве солдата и гражданина, самоотверженно принёсшего свою жизнь на алтарь могущества и процветания Римской империи. Как-то вручая по обычаю префекту претория знак его власти — кинжал, он сказал: «Даю тебе это оружие для охраны меня, если я буду действовать правильно, если же нет, то против меня».
А вот как о нём отозвался его современник: «Не будем ни в коем случае воздавать ему хвалу как какому-либо богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, но о гражданине, не о властелине, но об отце. Ведь он из нашей среды, и ничто так не отличает и не возвышает его, как то, что он сам сознаёт себя одним из нас и не забывает, что он человек и управляет людьми».
Именно военные и государственные достижения Траяна, а также его человеческие и гражданские качества, сподвигли римлян воздвигнуть своему императору великолепный форум, в центре которого была расположена триумфальная колонна, а после его смерти, вместо имперского орла, на её вершину установить статую самого Траяна.
Я уделил римскому автократу целых семь абзацев лишь только для того, чтобы каждый мог сравнить его с демократическими президентами Украины. С их человеческими качествами, государственными достижениями, отношением простого народа к ним, и тем следом, который они оставили в истории.
Не менее известна в мире и парижская Вандомская колонна. Она должна была прославлять победу Наполеона I под Аустерлицем над австро-русской армией. Отлили её из бронзы по образцу колонны Траяна из 1200 австрийских и русских пушек захваченных в сражении при Аустерлице. Колонна была увита бронзовой спиралью с изображением батальных сцен, а на её сорокачетырёхметровой вершине была установлена статуя Наполеона І, облачённого в одежды римского императора.
По своему полководческому, политическому, государственному и историческому масштабу фигура императора Наполеона Бонапарта вполне соизмерима с фигурой императора Траяна. Рассказывать о революционном генерале, впоследствии ставшем суверенным монархом, нет смысла. Он до сих пор вызывает интерес как полководец, государственный деятель и яркая личность. При всей неоднозначности Наполеона и того, что он успел совершить, этот человек смог до неузнаваемости изменить не только Францию, но и всю Европу. Построенная им империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого. Не зря он частенько повторял: «Невозможность - слово из словаря глупцов».
Третья триумфальная колонна, которую стоит вспомнить, это воспетый Пушкиным сорокасемиметровый, гранитный Александрийский Столп в Санкт-Петербурге, возведённый в память о победе императора Александра I над Наполеоном. Венчает колонну скульптура позолоченного ангела (с лицом императора), попирающего крестом змею.
Как видим, здесь, как и в предыдущих случаях, имеет место конкретная победа и конкретный герой. Ведь именно император Александр І возглавил антифранцузскую коалицию, а 31 марта 1814 во главе союзных войск вступил в Париж. Также он был одним из руководителей Венского конгресса, установившего после войны новый европейский порядок. При этом, вошёл в историю Александр І не только как победитель Наполеона, но и как мудрый государственный реформатор и дальновидный политик.
Непростой была и личность российского императора. Своим современникам он казался тайной. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», способным вести хитроумную политику, а Шатобриан утверждал, что, «искренний, как человек, Александр был изворотлив, как грек, в области политики». Придворные называли Александра I «Загадочным Сфинксом».
Российский император свободно владел тремя европейскими языками, имел прекрасное воспитание и блестящее образование. По своим взглядам он был человеком достаточно свободомыслящим, способным на неожиданные поступки и неординарные действия. Несмотря на то, что вся экономическая и социально-политическая система России того времени зиждилась на крепостной системе, однажды Александр I заявил, что «если бы цивилизация была более развитой, я бы прекратил крепостное право, даже если это бы мне стоило головы».
Как видим, возведение Александрийского столпа имело все основания – великую военную победу над сильным врагом (которая вполне соизмерима с победой в Отечественной войне 1941-1945 годов), и весьма неординарного героя, достойного прославления. Тем более, что построена была эта триумфальная колона после смерти Александра І.
В Великобритании также есть своя знаменитая триумфальная колонна. Возвели её в Лондоне, на Трафальгарской площади в 1843 году во славу адмирала Нельсона. Его пятиметровая статуя была поднята на 46-метровую гранитную высоту.
Сам адмирал был не только гениальным флотоводцем, но поистине выдающейся и неординарной личностью своей эпохи. Уже в двенадцать лет от роду он служил гардемарином на линкоре, а в 24 года принял командование фрегатом. А ведь Нельсона было трудно назвать «морским волком». Со своими ростом (165 см) и весом (66 кг) он походил на подростка. Это слабое телосложение сочеталось в нём с повышенной возбудимостью, хронической бессонницей, частой лихорадкой и подверженностью морской болезни. Вместе с этим, смелость, сила воли и незаурядный ум сделали его непревзойдённым капитаном и флотоводцем.
При жизни его заслуги перед Британской империей не были признаны. Когда в бою он потерял глаз и руку, его даже не включили в списки раненных, очевидно считая таковыми лишь полумёртвых.
В одном из своих писем Нельсон признавался: «Сто десять дней я провел в битвах с врагами на море и на суше. Я действительно не знаю никого, кто сделал бы больше. Утешением мне служила лишь похвала высших командиров. И никто не признал моих заслуг и, что больше всего меня удручает, моей службы, на которой я был ранен. Другие, те, кто служит спустя рукава, получили высшие награды. Со мной поступили крайне несправедливо. Ну и что! Когда-нибудь я один заполню собой все газетные полосы!». И его слова оказались пророческими. Из всех своих флотоводцев, английский народ лишь ему воздвиг триумфальную колонну.
Уникальность Нельсона как человека и командира, заключалась в том, что он мог пробуждать в людях человеческую гордость. А ведь в те времена более половины британских экипажей было укомплектовано насильно мобилизованными, приговорёнными судом к службе на флоте, высланными на флот общинами и прочими социальными отбросами. Находясь под его командованием, эти изгои обретали гордость за себя, за свою самодисциплину, боеспособность, и непобедимость. Нельсону удавалось вселять в этих людей непоколебимое чувство морального долга и самоотверженности, давая примитивным отщепенцам, смысл жизни, которого у них никогда не было.
Стиль командования Нельсона на то время был крайне неординарным и основывался не на традиционном начальственном произволе и принуждении, а на апеллировании к самоуважению людей, рискующих жизнью в борьбе за правое дело. Нельсон относился к людям по-человечески. Он не смотрел на своих подчинённых как на низших существ, постоянно подчёркивая, что счастлив возглавлять «братство».
Это был воин в полном и лучшем смысле этого слова: образец мужества и храбрости, человек, способный на предельное напряжение сил.
В битве при Трафальгаре Нельсон не только уничтожил французский флот, но и завершил долгую и кровопролитную борьбу Англии и Франции на море, тем самым, предрешив исход борьбы за мировое господство в пользу Великобритании, ставшей в конечном итоге великой морской империей.
У немцев так жеесть своя триумфальная колонна. Находится она в Берлине, на площади «Большая Звезда» и называется Колонна Победы. Построена она по приказу Вильгельма I в честь побед Пруссии в Датской войне 1864 года, Австро-прусской войне 1866 года и Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Колонна была открыта в 1873 году. На её 66-метровой, гранитной вершине установлена восьмиметровая скульптура богини победы Виктории.
В связи с вышеизложенным, возникает закономерный вопрос: а какую, собственно говоря, конкретную победу увековечивает триумфальная колонна в Киеве? Кто её конкретно персонифицирует? Какой в ней конкретный символический смысл?
Ответ на этот вопрос предельно простой: триумфальная колонна на киевском Майдане никакой победы не прославляет, никакого блестящего военного успеха, достойного высшей степени признательности граждан, не символизирует. Дело в том, что современная Украина не знает побед. Соответственно нет у неё и победителей, достойных триумфа. Независимость Украины, которую символизирует колонна, не завоёвана в борьбе, не оплачена потом и кровью, а просто свалилась на голову бывшему партхозактиву УССР. Независимость Украины – это случайность, результат распада и упадка Советского Союза. Поэтому не сложно понять, что раз нет победы и победителя, то нет и никакого смысла в киевской триумфальной колонне, которую назвали «монументом Независимости Украины».
Вообще забавно получается. Латинское слово «monumentum» образовано от «moneo» — «напоминаю». О чём напоминает «монумент Независимости Украины»? О том, что в 2001 году исполнилось 10 лет со дня развала Советского Союза и провозглашения украинской советской провинцией своей независимости? То есть, железная труба с тёткой – это просто гигантская «напоминалка» гражданам Украины о том, что эта самая Украина существует уже 10 лет. Соответственно прославляет данное сооружение не какое-то коллективное сверхусилие, победу, чью-то личную доблесть или великое свершение, а самостоятельность и независимость украинской номенклатуры.
Если вы спросите меня, а зачем нужна такая «напоминалка» и какой в ней смысл, то я не смогу ответить на этот вопрос. В триумфальной колонне на Майдане нет ни смысла, ни необходимости, лишь одно глупое, сельское подражание своим соседям, у которых есть серьёзные причины для триумфа.
Или быть может, у Украины есть великие победы? Или быть может, она добилась в чём-то великих достижений? Нет! НЕТ У УКРАИНЫ НИ ПОБЕД, НИ ДОСТИЖЕНИЙ. Все двадцать лет «нэзалэжности» - это сплошной распад и упадок. Все двадцать лет «нэзалэжности» - это Новая Руина.
Когда спрашивают тех, кто когда-то по-бухгалтерски регистрировал «нэзалэжнисть», каковы достижения Украины за эти два десятка лет, они начинают невнятно мямлить про какую-то «свободу» и «демократию», избегая предметной конкретики. Не об экономике и политике они говорят, не о духовном и материальном изобилии и благополучии народа, а об идеологических абстракциях. Но даже эту украинскую «свободу» и «демократию» удаётся разглядеть лишь нашему правящему, купающемуся в роскоши и безнаказанности панству. Народ всего этого не видит, и никогда не видел. Также в существовании украинской «свободы» и «демократии» периодически сомневается и Запад, к которому неустанно апеллируют украинские правители.
Вот и получается, что «монумент Независимости Украины» - это триумфальная колонна, «триумфирующая» Новую Руину. Именно поэтому на её вершине не триумфатор - торжественно встречаемый со всеми почестями гражданами страны полководец-победитель, герой триумфа, а Украина, которую даже в горячечном бреду не назовёшь победительницей. Ведь за всё время своего существования её преследовали лишь одни неудачи и поражения, у неё нет ни одного достижения, достойного триумфа.
Побед нет. Только поражения. А выпить самогонки и сплясать гопака, то есть впасть в состояние украинского триумфа, так хочется. Вот и воздаёт почести украинская власть на Майдане Независимости тому, что есть, то есть - поражениям Украины и её Новой Руине. В итоге получается, что триумфальная колонна Независимости Украины – это триумфальная колонна наоборот, триумфальная колонна, прославляющая череду двадцатилетних неудач и поражений.
Не зря на ней, в отличие от её иностранных аналогов, ничего не изображено. Она абсолютно голая и совершенно абстрактная.
К примеру, колонна Траяна обёрнута гипсовой лентой (общей длиной в 190 метров), на которой находятся изображения, запечатлевшие самые интересные и важные сцены войны Рима с даками.
Бронзовый ствол Вандомской колонны был отлит из трофейных русских и австрийский пушек, и так же украшен 76 барельефами, изображающими батальные сцены французских военных кампаний.
На пьедестале Александрийской колонны размещены барельефы с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия.
Квадратный пьедестал триумфальной колонны в честь адмирала Нельсона декорирован четырьмя бронзовыми панелями, отлитыми из трофейных французских пушек, на которых изображены четыре знаменитые победы Нельсона.
На бронзовых рельефах гранитного цоколя германской колонны Победы изображены батальные сцены из Датской, Австро-прусской и Франко-прусской войн.
А что или кого можно изобразить на украинской триумфальной колонне? Выигранных войн у «нэзалэжной» и «самостийной» Украины нет. Мир она тоже проиграла в своём самоубийственном саморазрушении. У неё нет ни одного триумфального события. Изображать просто нечего.
Да и ставить на её вершину некого. Ведь управляют ею в нравственном, умственном и профессиональном плане карлики, пигмеи и олигофрены, способные лишь разрушать и воровать.
К триумфу всё это ну никак не располагает. Вот и стоит украинская триумфальная колонна голой, странной и непонятной, неся в себе нулевую символическую нагрузку. Какая Украина, такой и триумф.
Что интересно, если все существующие триумфальные колонны представляют собой нечто прочное, устойчивое, даже незыблемое, то украинская триумфальная колонна - это 52-метровая железная труба из металлического уголка, на который навешаны гранитные плиты облицовки. Чтобы из-за ветра или землетрясений сия конструкция не рухнула, под ней, внутри колонны, закреплён гигантский маятник весом полторы тонны. Маятник с отфрезованным торцом подвешен на гибком тросе и опирается на диафрагму с фракционным материалом, которая жёстко прикреплена к колонне. При колебаниях или ударах она остаётся на месте и гасит колебание колонны.
Иначе говоря, украинская колонна представляет собой некую подвижную конструкцию, непрерывно реагирующую на внешнее воздействие. По мнению её создателей, она невероятно устойчива. Возможно это и так. Но вот, к примеру, Александрийский Столп уже более 150 лет стоит ничем не закреплённый, удерживаемый в вертикальном положении исключительно тяжестью собственного веса. И, скорее всего, простоит ещё не одно столетие, потому что ставился на века. А сколько простоит украинская «неваляшка»?
Если тот же Александрийский Столп (пьедестал и колонна которого высечены из гигантских гранитных глыб), в ремонте не нуждается, то украинская металлическая «труба», с хитроумным механизмом внутри, без регулярного ремонта может просто рухнуть. Точно так же, как развалился монумент основателям Киева на набережной Днепра. Снаружи он выглядел хорошо, как и колонна на Майдане, а внутри у него всё сгнило. В итоге ладья под собственной тяжестью раскололась. Монумент Независимости не ремонтировали уже десять лет. Недавно эксперты провели его осмотр и сделали вывод: «в монументе есть серьёзные деформации. Необходимо срочно герметизировать швы на колонне, пострадавшие от дождя и снега, гидроизолировать верхнюю часть монумента».
Стоит заметить, что Украина тоже выявила серьёзные деформации, но в отличие от своего символа, они не подлежат устранению по причине своей фатальности.
В целом, украинский триумф требует не смысла, а лишь денежных средств и человеческих жертвоприношений. Это наглядно продемонстрировала сама Украина, как идея и как действительная реальность. И с каждым годом, этих средств и человеческих жертвоприношений надо будет всё больше и больше. В этом заключается украинский абсурд, в широком смысле этого слова, ведь украинский триумф без победы и триумфатора, обращён в пустоту, которая втягивает в себя не только здравый смысл, но огромные денежные средства, и миллионы человеческих жизней. А так как пустота безгранична, то наполнить её никогда не удастся.
25.10.2010.
Андрей Ваджра
Специально для постоянных читателей andreyvadjra.livejournal.com/