Андрей Ваджра: Русский Мiр – как душа человечества |
|
Эксклюзивное интервью с киевским политологом, философом и публицистом Андреем Ваджрой - Вы часто пишете о «Русском Мiре». Что это такое? Андрей Ваджра: Русский Мір – это материальный, интеллектуальный и ментальный мир, возникающий в процессе взаимодействия русских людей. Это пространство проявления русского духа, реальность, в которой объективируется русскость. Русский Мір представляет собой разноплановое явление человеческого бытия, проявляющее себя одновременно в нескольких плоскостях действительной реальности. Во-первых, Русский Мір – это Общность на основе русской культуры и русского языка. Во-вторых, Русский Мір – это Православная Общность русского христианства. В-третьих, Русский Мір – это Общность на основе русской ментальности, из которой произрастает русская культура, язык и православная вера. В-четвертых, Русский Мір – это некая Общность исторической Судьбы, особый исторический Путь, если хотите. И, наконец, в-пятых, Русский Мір – это географическое, материальное, предметное, социальное, экономическое, государственное, политическое пространство, в рамках которого живут носители русскости. По-сути, Русский Мір – это развёртывание русскости в действительной реальности. И до тех пор, пока существует русскость, будет существовать Русский Мір. Что такое вышеупомянутая русскость? Русскость – это русская ментальность, язык, культура, вера, и историческая Судьба, синхронно объективирующие себя в действительной реальности. - В предыдущем интервью, вы оговорились, что слово «русский» обозначает духовную, а не этническую принадлежность. Что Вы имели в виду? А.В.: Я говорил об этом не раз, но хочу повторить вновь: русский – это не особая форма черепа, а особая форма внутренней, душевной и духовной организации человека. Когда-то давно, Русь создавалась не только представителями автохтонных русских племен. И Россию, хоть имперскую, хоть советскую, строили не только этнические русские. Носителями русскости уже не одно столетие, наряду с этническими русскими, являются татары, литовцы, немцы, французы, евреи и многие другие нерусские по своей крови люди. В этом и заключается удивительное свойство Русского Міра! Он столетиями вбирает в себя разнообразный, порой несоединимый «человеческий материал», неким необъяснимым образом его переваривает, усваивая его свойства и качества, а затем воспроизводит то, что называется русскость. И это свойство придает Русскому Міру общецивилизационное значение, представляя собой некий духовный и психологический алгоритм единения всего человечества. - Чем отличаются «русские» от «руських», которых Вы упоминаете в своих статьях. Чья русскость подлиннее? А.В.: Дело в том, что я никогда ни в одном из своих текстов не упоминал «руських». Тем более, как единственно истинных носителей русскости, противостоящих «русским». Где Вы у меня это нашли? Русские – это «великорусы», «малорусы» и «белорусы». Понятие «руський», «русин», «русич», «хохол» и т.д. являются историческими синонимами слова «малорус». «Малорусы» - это одна из трех основных русских народностей. И не более того. Если вернуться к начатой Вами теме, то хочу упомянуть еще одно понятие, которое, я иногда использую, но которое у многих вызывает в лучшем случае, непонимание. Это понятие – «СВЯТАЯ РУСЬ». Первый раз я заговорил о Руси Земной и Руси Святой в феврале этого года в интервью порталу «Империя». Тогда некоторые посчитали меня, мягко говоря, фантазером, оторвавшимся от земных реалий. Особо продвинутые «реалисты» и «прагматики» вообще восприняли сказанное мной, в лучшем случае как утопию, в худшем как «религиозные бредни». Что я могу на это сказать? Мы все не одинаковы. Каждый из нас изначально устроен особо, в том числе и в своей духовной организации. Поэтому кто-то в силу этого особого устройства может видеть в человеке (а значит, прежде всего, в себе) лишь обезьяну. Да, в той или иной мере разумную обезьяну, но все-таки обезьяну, со всеми вытекающими из ее природы потребностями и мировосприятием. А кто-то видит в человеке не только обезьяну, но и Бога. И исходит из того, что божественная, надприродная, сущность в человеке должна доминировать. Когда «обезьяны» слышат подобное утверждение, то начинают корчить рожи и громко угугукать, подтверждая, таким образом, свой «реализм». И по-своему они действительно правы, ведь обезьянья природа не позволяет им видеть то, что выходит за границы восприятия животного. Ведь воспринимает животное желудком, половыми органами, страхом боли и т.п. Для «обезьяны» за границами психосоматических потребностей ничего нет. Там для нее пустота и глупые выдумки. Но как когда-то писал Николай Бердяев: «Низость или отсутствие духовной жизни не может быть доказательством, что духовной жизни нет, что высота есть иллюзия». К тому же, тогда в интервью я не сказал чего-то из ряда вон выходящего. Я всего лишь заявил, что наша главная проблема, проблема-предтеча всех проблем кроется не в политике и не в экономике, А В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ, в том, каков он есть на данный момент. Именно в этом сокрыта первопричина всего. Большинство наших утомленных бытом граждан уже понимает, что с тем миром, в котором они живут, что-то не так, что он несправедлив, что он убог, что он несет им страдания и разочарования. Меньшая часть из них даже понимает, что мир, в котором мы живем, НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ. Но пока лишь у единиц, как мне кажется, хватает умственных сил понять, что МИР ОСТАНЕТСЯ НЕИЗМЕННЫМ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ИЗМЕНЯТСЯ ЛЮДИ, ЖИВУЩИЕ В НЕМ. Именно поэтому, я глубоко убежден в том, что ДУХОВНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ, СТОЯЩЕЙ ПЕРЕД ВСЕМИ НАМИ. Наиболее сложной и наиболее важной целью. Без такого преображения всякие наши усилия в материальном, предметном мире останутся бесплодными и в конечном итоге ни к чему не приведут. Без духовного и интеллектуального преображения человека мы будем вечно ходить по кругу наших бед, пока реализация, какой ни -будь очередной, дикой по своей духовной и нравственной сути, материальной сверхзадачи не прервет наше физическое существование. У нас очень любят носиться с реформами, как «дурэнь з пысаною торбою». На рассуждениях о них построены все политические говорильни. Но любые социальные и экономические реформы обречены на провал, если не произойдут серьезные изменения в сознании людей. Выстроить эффективные экономические и социальные правила отношений в стране, не сложно, и правильные законы написать – это тоже не проблема, но что делать с людьми, которые в силу своей духовной, интеллектуальной, культурной ущербности и примитивности, не могут принять ни предложенные им правила, ни написанные для них законы? Попробую проиллюстрировать это на простом, приземленном примере. Возьмем такой феномен как кража. Все ведь знают, что красть нельзя. Знают! Но, тем не менее, воровство стало нормой жизни нашего общества. Есть и христианская заповедь, и статья в уголовном кодексе, а народ как воровал, так и ворует. Причем, никто не сомневается, что без воровства жизнь для всех была бы лучше, но всё равно воруют. И до тех пор, пока кража – норма жизни в нашем обществе и чуть ли не главная установка в хозяйственной жизни, любые правильные экономические реформы, правильные схемы экономических отношений в стране будут разрушены изнутри банальной, примитивной кражей, возведенной в систему. Ведь кража – это самый простой и эффективный путь обогащения. Никакая хозяйственная деятельность в этом смысле с ней не сравнится. А поэтому любые экономические реформы, сталкиваясь с мощной установкой массового сознания на кражу, будут обречены на провал. Можно, конечно же, создать репрессивный аппарат, жёстко карающий воровство. По этому пути идет большинство стран мира. Но это – бесконечная война без надежды на победу. Не забывайте, что при самой эффективной экономической системе кража все равно будет оставаться наиболее простым и эффективным путем обогащения, а это значит, что при малейшем послаблении со стороны репрессивного аппарата воровство будет вспыхивать как массовая эпидемия. При этом всегда необходимо помнить, что если в массовом сознании доминирует установка на кражу, то и сам репрессивный аппарат не может не быть заражен вирусом кражи в виде коррупции. А что получается в итоге? В итоге люди, имеющие непосредственное отношение к экономике и государственному управлению, руководимые стремлением украсть, будут изо дня в день, сознательно или неосознанно, разрушать и экономическую и контрольно-репрессивную систему государства, чтобы добиться своей главной цели – кражи. Это мы сейчас наблюдаем воочию на Украине в гигантских масштабах. Но массовая установка на кражу – это СЛЕДСТВИЕ духовной, нравственной, культурной примитивности, это регресс в сторону животного, в сторону примитивных рефлексов обезьяны - «схватить, убежать и, забравшись на дерево, сожрать». Таким образом, не сложно понять, что экономические проблемы являются экономическими лишь отчасти, а в большой степени – это следствие нравственных проблем. Это проблемы человеческого сознания, а не только точности экономических схем и расчетов. Я это говорил уже не раз, но повторю снова: НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОИТЬ СОВЕРШЕННОЕ ОБЩЕСТВО ИЗ НЕСОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА. Схемы совершенной социальной, государственной и экономической организации могут обрести свою реальность лишь в том случае, если они будут прилагаться к людям, с достаточно высоким уровнем развития сознания. Без высокоразвитого духовно, нравственно, интеллектуально, культурно индивида невозможна высокоразвитая организация общества, в том числе и построение эффективной экономики. Поэтому сверхпроблема, которая перед всеми нами стоит, гораздо сложнее каких-то политических или экономических проблем. Они, эти политические и экономические проблемы, на самом деле не причина, а следствие. А ПЕРВОПРИЧИНА ВСЕХ НАШИХ БЕД СОКРЫТА НЕ В ПОЛИТИКЕ И НЕ В ЭКОНОМИКЕ, А В СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, РЯДОВОМ ОБЫВАТЕЛЕ, В НИЗКОМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ ЕГО СОЗНАНИЯ, В ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ, НРАВСТВЕНННОЙ, КУЛЬТУРНОЙ УЩЕРБНОСТИ. Поэтому с учетом вышеописанной проблемы я и заговорил о Святой Руси, которая непосредственно связана с высвобождением заложенного в человеке сверхчеловеческого потенциала. Ведь Святая Русь – это ни религиозная утопия, ни идеальное государство, ни тайное, райское место, укрытое от профанов (наподобие легендарной Шамбалы). В славянских языках, слово «святой» происходит от праславянского *svęt (=*svent-) который в свою очередь представляет собой производную от индоевропейского *k'uen-to-, означающего «возрастать», «увеличиваться», «цвести», «набухать», «плодоносить». Если до прихода на Русь христианства, слово «святой» выражало «увеличение», как результат действия особой плодоносящей силы, которой наделяли наши предки живую природу, то христианская «святость» оказалась для них вне сферы феноменального, природного, предметного. Христианство перенесло понятие «святой» исключительно во внутреннее, духовное пространство, где оно понималось как достижение божественной природы Христа – самого совершенного (с точки зрения христиан) человека на Земле. Поэтому сейчас для нас святость – это духовное взрастание, цветение, плодоношение. Отсюда Святая Русь – это особое состояние человеческого сознания, которое можно характеризовать как состояние абсолютного духовного совершенства, позволяющее человеку подняться над природным миром. Естественно, что Православие – это традиционный для русского человека Путь к Святой Руси, традиционный русский Путь к достижению человеком полного духовного совершенства, путь к освобождению от тягостей и бед полуживотного существования. Святая Русь – это не некий абстрактный идеал, миф, придуманный попами для обмана трудящихся, а четкая, конкретная, можно даже сказать, предметная Цель, к которой так или иначе в течение веков движется Русь земная, иначе говоря - Русский Мір. Здесь мы подошли к главному, к той Мегацели, которая наделяет смыслом прошлое, настоящее и будущее тысячелетнего существования Руси в её разнообразных исторических ипостасях. Несмотря на господствующие сейчас установки массового сознания, в соответствии с которыми самой главной для человека ценностью является возможность ничем не ограниченного потребления (то, что Пелевин весьма удачно назвал «ротожопием»), я утверждаю, что главной Целью Русского Міра может быть исключительно Цель надживотная, сверхчеловеческая, уходящая в надматериальное, духовное пространство Святой Руси. «Ротожопие», превращенное в сверхценность – это откат назад, путь, ведущий в никуда. Когда-то Запад пошел по нему. К концу XX века ему в целом удалось создать совершенное общество потребления, но достижение этой цели привело Запад к глубочайшему кризису и запустило механизмы социального, экономического и государственного самоуничтожения, в основе которых легло самоуничтожение духовное. Сейчас мы мечтаем догнать Запад, любой ценой ворваться в общество неограниченного потребления и… рухнуть в ту же пропасть, в которую сейчас стремительно летит западная цивилизация. Индустрия удовлетворения психо-физических потребностей человека, полностью подчинившая себе современное западное общество, – это откат к животному началу в человеке, это торжество обезьяны над человеком, плоти над духом, а в конечном итоге – это тупик всей человеческой популяции. Кроме того, как наглядно демонстрирует наша история, все попытки добиться торжества «ротожопия» на территории Руси ВСЕГДА заканчивались катастрофой. Мне даже из-за важности и актуальности данного вопроса пришлось посвятить ему отдельное исследование - «Тренд безысходности и предчувствие бунта». Чем руководствовался наш народ, когда в бунте уничтожил сперва царский режим, а потом и саму Россию? Идеалами марксизма? Нет! Не знал наш народ ничего об этих идеалах. Руководствовался он тогда лишь примитивной завистью и неудержимым стремлением к неограниченному «ротожопию». Но получили ли они ее? Нет! Более того, как раз ее отсутствие и уничтожило СССР. Разменял его народ, вместе с идеалами коммунизма, на «идею» ста сортов колбасы. А чем руководствовался народ УССР, когда в 1991 году голосовал за независимость Украины? Идеалами украинского национализма? Или быть может западными либерально-демократическими идеалами? Нет! Не знал наш народ ничего об этих идеалах. И знать до сих пор не хочет. Голосовал он тогда, опять-таки, руководствуясь стремлением к неограниченному «ротожопию». Но получил ли он его после провозглашения независимости? Нет! А чем руководствуется наш народ, когда в очередной раз идет на выборы голосовать? Идеалами? Опять-таки нет! Руководствуется он исключительно идеей «ротожопия». Но уже ужатой, скукоженной, сведенной не к неограниченному потреблению, а к мелким материальным подачкам в виде низких коммунальных тарифов, высоких пенсий и т.п. Но получает ли он их? Опять-таки нет! Надо быть глухим, слепым и тупым одновременно, чтобы не понимать, что погружение народа в материальную нищету непосредственно связано с его погружением в нищету духовную, нравственную, интеллектуальную, культурную. Если человек в своем индивидуальном развитии не далеко ушел от животного, с ним будут поступать как с животным. Не стоит питать на этот счет иллюзий. С украинскими гражданами уже сейчас правящая элита поступает как со стадом. Иногда блеющим, мычащим и требующим палки. Поэтому, учитывая все вышеизложенное, я глубоко убежден в том, что Русь земная (то есть Русский Мір) не является самоцелью, и необходима лишь как материальный фундамент, материальное условие на пути движения к Руси Святой. Мощная экономика и хороший материальный достаток не могут быть самостоятельной целью, подчинившей себе целиком человеческий мир, как это произошло на Западе, а так же или в той же Украине. Экономическая система не должна быть неким тросом «ротожопия», на который нанизаны через пищевод и кишечник миллиарды людей. Это рабство и деградация. Существование экономической системы, поглощающей жизнь и энергию людей, может быть оправдано лишь в том случае, если эта система создает необходимые материальные предпосылки, позволяющие человеку духовно, интеллектуально, нравственно, физически развиваться. Если она не подчиняется этой цели, она автоматически превращается в тоталитарную систему, полностью подчиняющую себе человека, подавляющую и разрушающую его. - Какими должны быть политические деятели, способные построить на территории Украины земную Русь, о которой Вы только что рассказали? А.В.: Естественно, что это должны быть незаурядные люди. К этому обязывает масштаб задач. Ведь строить Русь им придется исходя из своей собственной природы. И если их собственная природа не является ключом к архетипам Руси, дремлющим в душе каждого из нас, пробудить Русь они не смогут, и их силы, средства, время будут потрачены впустую. Русь, даже крепко спящая в наших душах, требует от своих героев, прежде всего, личностной цельности, нераспорошенности на бесчисленное количество сиюминутных «Я», умело с выгодой прогибающихся под ситуацию во имя выгоды. Без личностной цельности и самоотверженности ничего не получится. Двери Руси, даже земной, для тех, кто их захочет открыть, не шире чем игольное ушко. И в них не въедешь на кривой кобыле. Я не сомневаюсь, что со временем найдется много хитрых хохлов, которые захотят воспользоваться идеей Руси ради власти, денег и славы. Но… этих маленьких, хитрых глупцов ждет большое разочарование. На пути к Руси правду невозможно подменить ложью, а уж тем более маленькими хитростями. И ничто мелкое не способно родить большое. Хитрость может исторгнуть из себя только обман. Человек создает вокруг себя лишь только то, что внутри у него. Если его внутреннее не соответствует внешнему, он не сможет добиться успеха. Великое требует цельности! Хитростью, обманом, эгоизмом, приспособленчеством открыть дверь в иную реальность невозможно. Тот, кто лишь играет «героя» на публике, публично говорит красивые слова, а на самом деле представляет собой банального мелкотравчатого «жлоба», пытающегося лишь утвердить себя при помощи политической деятельности, - намертво, до конца своей жизни привязан к этой реальности. Из хитрости, обмана, эгоизма, приспособленчества вылеплена Украина. А поэтому хитрый «жлоб» может говорить и даже думать об иной, совершенной реальности, о Руси, но лепить каждой своей мыслью и поступком только Украину. Короче говоря, Русь ждет тех, кто обладает чистым, незамутненным сознанием, отделенным от хаоса страстей, желаний и личных амбиций, тех, кто способен, как когда-то писал Освальд Шпенглер, к самоотречению «на основе свободного решения», к преклонению «сильного «Я» перед великим долгом и задачей» к акту господства над самим собой. Русь ждет тех, кто действительно видит её духовно-психологические и материальные контуры, проступающие сквозь мутный осадок Украины. Русь ждет тех, чьи амбиции больше и выше собственного эгоизма, тех, кто способен смыслом своей жизни сделать СЛУЖЕНИЕ. Русь ждет личностей большого масштаба, напрочь лишенных убогой мелочности даже в простых вопросах. Я не сомневаюсь, что кто-то услышит в том, что я говорю, лишь пафос. Для психологии филистера это естественно. В такие времена живем. Естественным и искренним легко воспринимается только низкое и примитивное. Многие привыкли сидеть в дерьме, а поэтому уверены, что мир создан исключительно из дерьма. Как сказано в Библии, «много званных, но мало избранных». - Какова роль Православия и Церкви в создании Русского Мiра? А.В.: Тысячу лет назад роль Православия и Православной Церкви в формировании Русского Мiра была исключительной и определяющей. Русская ментальность в течение столетий формировалась под мощным воздействием православной веры. Русский язык и русская культура когда-то зародились именно под защитой толстых стен православных монастырей. Без Православия и Православной Церкви, тот Русский Мір, который мы знаем, был бы невозможен. Если же говорить не о роли Православия и Православной Церкви в создании Русского Мiра, который уже существует более тысячи лет, а об их роли на данный момент, то, как мне кажется, этот вопрос остается открытым. После большевицкого погрома Православия и Православной Церкви, оба эти фактора перестали быть определяющими. Будет ли в полной мере, всеохватно возрождена православная традиция в рамках Русского Мiра? Не знаю. Сможет ли Православная Церковь преодолеть присущие ей, в том числе духовные и нравственные болезни? Не знаю. Пути Господни неисповедимы. - Один из идеологов модернизации Игорь Юргенс упрекает русских в отсталости и косности, приверженности общинным идеалам. Вы с этим согласны? А.В.: Знаете, общаюсь я как-то со своим старым товарищем, которого знаю еще с детства. Сидим на кухне, разговариваем о жизни, о людях, которые нас окружают. И тут он говорит: «У нас на фирме с теми, кому не больше 27 лет я общаюсь только по производственным вопросам. Они не просто глупые и необразованные. Они дебилы! Ты бы только послушал, о чем они разговаривают! Это же такой примитивизм, что просто плеваться хочется! Их умственное развитие на уровне тринадцатилетнего подростка. А ведь им по 25-27 лет!». Затем он на какое-то мгновение умолк, а потом продолжил: «Есть, правда, среди них один более-менее нормальный в своем развитии парень. Наверное, потому что из хорошей семьи. С ним иногда еще можно о чем-то поговорить. Так вот недавно он меня просто изумил. Делали мы с ним один заказ, и я ему говорю: отрежь здесь две трети. Он на меня смотрит и спрашивает: а сколько это? Представляешь?! Ему 25 лет, а он не знает что такое «две трети»! Другой пример. Один мой знакомый ремонтировал дачу. Пригласил двух мастеров лет по 30. Через неделю приходит, держась за голову и восклицает: это полный «пипец»! Этих идиотов нельзя оставить без присмотра и на день! Потом приходится все переделывать! Как что-то поднять, куда-то перенести или сделать работу, не требующую умственных усилий, они – прекрасные работники. Но как только надо думать, как только надо обладать хотя бы минимальными знаниями, они превращаются в полных идиотов! Думать за них приходится мне! А ведь они мастера, которые зарабатывают себе на жизнь, делая ремонты! Еще один мой знакомый до кризиса продавал в Европу пиломатериалы. Вот только качество у них было не очень хорошее. И решил он купить два станка для обработки древесины. Сделали заказ в Европе. Купил. Привез. Установил. И… стоят эти станки до сих пор мертвым грузом. И не потому, что станки плохие. Станки прекрасные. Просто рабочие фирмы не способны в силу своего ума и профессиональной подготовки работать на этих станках. То есть, получается, что наш украинский рабочий по своему интеллектуальному и профессиональному уровню недотягивает до европейского «железа». Их станки умнее наших рабочих. А в общем плане, за двадцать лет Украина потеряла рабочий класс. Точнее – квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. Это одна из центральных проблем украинской промышленности. Особенно ее высокотехнологических, машиностроительных отраслей. То есть у нас отсутствуют не только профессиональные инженеры, которых и при СССР было очень мало, но даже квалифицированные рабочие. Утрачена связь рабочих поколений, когда старые мастера годами обучали пришедших к ним на завод мальчишек из ПТУ, и в конечном итоге делали из них первоклассных специалистов рабочих специальностей. Поэтому когда представители украинской власти начинают по телевизору рассказывать о каких-то мифических экономических реформах, я лишь улыбаюсь. Улыбаюсь даже не потому, что для этих реформ у Украины нет средств и желания, а потому, что у нее, прежде всего, нет человеческого потенциала. За 20 лет «нэзалэжности» Украина утратила свой созидательный потенциал, полностью уйдя в бесконечную гонку «ротожопия», в торгашество и шкурнический «пофигизм». Поэтому, мне понятен скепсис Юргенса. Но «неформат» человеческого материала нижних социальных слоев нашего общества (и украинского, и российского) никак не связан с общинными идеалами. Чушь все это. Общинные идеалы у нас были на корню уничтожены еще большевиками. Если бы община сейчас была жива, русский народ не утратил бы своей самодеятельной дееспособности. Именно как раз община всегда держала своих членов в хозяйственном, интеллектуальном и духовном тонусе. На мой взгляд, косность, инертность, недееспособность значительной части нашего народа связана с советской системой, в которой культивировался человек-ничтожество, полностью зависимый от тотального государства, без которого человек не мог и шага ступить. Ведь в 1991 году советское государство исчезло, а психология тотальной зависимости от него в массовом сознании осталась. Наш народ до сих пор считает, что государство за него решит все его проблемы, что государство ему по жизни должно и все даст. А это государство уже давно никому ничего не должно. И никому ничего не дает. И не даст. В итоге значительная часть населения оказывается в состоянии косности, инертности и недееспособности. Они всё бегают на выборы в надежде выбрать президента, который за них решит все их проблемы и начнет им на голову лить манну небесную. А ведь этого никогда не произойдет. Знаете, у нас еще в советские годы возник миф о народе, который необычайно мудр, честен, никогда не ошибается и главное – всегда прав. Этот миф потом был подхвачен политиками «нэзалэжной» Украины, да и России тоже. Но миф о нашем безупречном и идеальном простом народе – это ложь, лицемерие и лесть. Наш народ, русский народ, далек от совершенства. Очень далек. Это неприятно осознавать, но – это факт. Наши политики знают это, но льстят народу с высоких трибун, потому что им это выгодно, потому что народ выбирает на высокие должности. Отсюда и эта сладкая для народного уха риторика о хорошем народе и плохих начальниках. Но простите, а откуда взялись эти начальники? Разве они не плоть от плоти и не кровь от крови народной? У нас всех дворян и аристократов истребили в 18-м и 20-м годах прошлого века. После этого власть стала сугубо рабоче-крестьянской. Отделять ее от народа могут лишь лицемеры и лжецы. Был бы наш народ идеален, у него в принципе не было бы тех начальников, которыми он так недоволен. Причем хронически недоволен. Но, на мой взгляд, Юргенс сказал лишь половину правды. Он указал на некачественный человеческий материал нижних социальных слоев, что в значительной мере так и есть, но ничего не сказал о некачественном человеческом материале высших, правящих социальных слоев. Наши проблемы – это следствие духовной и интеллектуальной примитивности, убогости и непрофессионализма правящего социального класса, как России, так и Украины. Поэтому, когда высоколобые эксперты говорят о «некачественном» народе, но забывают пару слов сказать о «некондиционной» власти, они просто занимаются демагогией. - Сейчас все страны Русского Мiра находятся в глубокой демографической яме. Есть ли у нас шансы на выживание? И каким должно быть это выживание, чтобы не стать перерождением? А.В.: Конечно – есть. Шанс есть всегда. Особенно на выживание. Но вот только голое физическое выживание сближает человека с животными и насекомыми. Наши люди прошли через такие испытания, что научились приспосабливаться практически к любым неблагоприятным условиям жизни. Особенно это качество развито у украинцев. Но… если человек занят лишь выживанием, если он только приспосабливается к реальности, в которой находится, то он живет жизнь затравленного животного или даже клопа, забившегося в щель дивана. Наша человеческая и надчеловеческая сущность проявляется лишь тогда, когда мы начинаем сопротивляться среде, когда изменяем реальность, в которой находится, в соответствии со своими представлениями о правильном и справедливом. Из этого вытекает ответ на Ваш второй вопрос: наше выживание не станет перерождением, если мы будем не приспосабливаться к тем условиям, в которых волею судьбы оказались, а будем их упорно и целенаправленно изменять по собственному усмотрению. Только в этом случае мы не просто выживем, а останемся людьми, способными хотеть и мочь большего, чем хотят и могут животные. - Сколько продлится ситуация, которая сейчас сложилась на Украине, в России и Белоруссии? И что будет, когда время, отведенное этим государственным образованиям, закончится, а путь так и не будет найден? А.В.: Чтобы получить ответ на данный вопрос, надо просто почитать мировую историю. Особенно историю народов, канувших в Лету. Жизнь – это динамично протекающий процесс изменений. Это только смерть неподвижна. Поэтому не найдем путь, на наше место просто придут другие народы. Так было всегда в истории. И это естественно. Тут даже нет трагедии. - Я обратила внимание, что в западной художественной литературе крайне редко упоминается Россия и русские, как будто вместо нашей страны одна большая черная дыра. Интересно также, что в вузах практически не проходят русскую философию, в т.ч. религиозную, уделяя все внимание изучению европейских философов. Как Вы считаете, есть ли фундаментальные противоречия между русской духовностью и западной? А.В.: Мне кажется, что Вы слишком категоричны в данном вопросе. Даже в западной художественной литературе русские не настолько забыты, как Вам кажется. Это – во-первых. А во-вторых, это естественно, что в культуре определенной цивилизации, прежде всего, упоминаются и фигурируют народы именно этой цивилизации. Для Запада мы чужие. Более того, с точки зрения высокой культуры и цивилизационных достижений, мы, русские, уступаем Западу. Мы более юный, ещё полностью не сформировавший свою культуру и цивилизацию народ. Причем, уже много столетий мы формируемся под мощным европейским влиянием. Именно поэтому мы не можем быть в центре внимания западной культуры. Для нее мы до сих пор в каком-то смысле дикие варвары. Но… Если бы в 1917 году не было прервано наше естественное развитие, уверен, что сейчас в плане культуры мы были бы заметной величиной даже на фоне Запада. Уже XIX век для России стал временем мощнейшего культурного рывка! И Европа не просто его заметила, она оказалась под его влиянием! Приведу несколько примеров. Знаете, как я пришел к Федору Михайловичу Достоевскому? Может быть, Вам это покажется странным, но к нему я пришел через Запад, читая его литературу, изучая его философию и психологию. На Достоевского я обратил внимание, прежде всего, благодаря отзывам о нем Фридриха Ницше и Зигмунда Фрейда. Для них Федор Михайлович был очень большой величиной. Многие их идеи, которые потом до неузнаваемости изменили Европу и США, были заимствованы именно у Достоевского. Когда в студенческие годы я принялся запоем читать его романы, то находил в них очень многое из того, что впоследствии очутилось на страницах текстов Ницше и Фрейда! Меня когда-то впечатлило то, что в одном из своих писем Ницше писал, что специально приберег для себя роман Достоевского, чтобы в покое насладиться его чтением! А ведь по глубине живого, интуитивного, несхематичного анализа человеческой души, с Достоевским до сих пор сравниться на Западе никто не может! Нет у них такой величины! Вторым примером мощного влияния русской культуры на западную, может быть Питирим Александрович Сорокин – русский социолог и культуролог, которого советская власть в 1922 году выслала на Запад на «философском пароходе» (на котором, к примеру, был выдворен за границу и Николай Бердяев). В 1923 году он эмигрировал в США, в 1930-м принял американское гражданство, в 1931-м основал социологический факультет в Гарвардском университете, в 1965-м стал президентом Американской социологической ассоциации. Так вот, фактически именно Сорокин является основоположником современной американской социологии. Его влияние на нее соизмеримо с влиянием на европейскую социологию Макса Вебера. Если говорить о воздействии Русского Міра на западную цивилизацию в научном и техническом плане, то можно вспомнить Игоря Ивановича Сикорского – авиаконструктора, учёного, изобретателя, философа, создателя первого в мире чет |